Назад к списку

Коррекция избирательного пищевого поведения у детей с аутизмом

Избирательное пищевое поведение у детей уже считается, как характерная черта при аутизме. В диагностическом руководстве DSM-5, которое используют медицинские учреждения, один из критериев расстройства аутистического спектра включает в себя ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересов или действий. 

Согласно этому критерию, употребление одной и той же пищи является примером ограниченных или повторяющихся моделей поведения. Ограниченное поведение во время приемов пищи проявляется, начиная с употребления всего лишь нескольких пищевых продуктов, и продолжая определенными ритуалами во время приемов пищи. 


Например, употребление продуктов питания только из оригинальных контейнеров или употребление предпочитаемых продуктов. К сожалению, настойчивость в употреблении одной и той же пищи снижает возможности детей попробовать новые продукты, что повышает сложность расширения разнообразия их рациона. 


Употребление широкого ассортимента продуктов, особенно фруктов и овощей, имеет ряд преимуществ для здоровья. Увеличение разнообразия рациона имеет также социальные преимущества. Когда дети с РАС учатся есть новые продукты, они учатся терпимо относиться к изменениям, что может помочь им меньше настаивать на однообразии и сделать их более открытыми для нового опыта. 



Хоть избирательное пищевое поведение широко распространено среди детей с аутизмом, хорошие новости заключаются в том, что эту проблему можно решить путем целенаправленных, индивидуально подобранных вмешательств и их последовательного применения. 


На самом начальном этапе, развитие новых предпочтений в еде требует только одного: многократно пробовать конкретную еду в течение длительного времени. Для многих детей с РАС этот этап не является легким или простым. Эти вмешательства часто включают один или несколько из следующих компонентов: 


 1) Многократное предъявление маленьких кусочков (например, от размера крошки до размера горошины) каждого нового блюда в течение нескольких дней или недель. Лучше всего начинать с продуктов, которые по вкусу и текстуре похожи на продукты, которые уже есть в рационе Вашего ребенка, а также продуктов, которые ваш ребенок раньше хорошо ел, но больше не ест. Кроме того, иногда легче начать с продуктов, которые не требуют жевания (например, йогурт или пудинг), чтобы уменьшить вероятность, что ваш ребенок будет держать пищу во рту или выплюнет её. Также может быть полезно во время первых нескольких предъявлений (exposures) разрешить ребенку сделать глоток любимого напитка сразу после того, как он съел кусочек новой еды. 


 2) Снижение интенсивности стимула, которое часто включает постепенное увеличение размера кусочков вводимой новой пищи (например, от крошки или размером с горошину до половины ложки и, наконец, полной ложки). Мы рекомендуем увеличивать размеры порции, когда Ваш ребенок съел, по крайней мере, три кусочка/ложки пищи подряд в течение 30 секунд без рвотных позывов и нежелательных поведений, таких как крики и плач. 


 3) Позитивное подкрепление положительного отношения к новым продуктам и приемлемого поведения за столом во время еды в форме вербальной похвалы. А также в форме доступа к предпочитаемой еде, игрушкам или занятиям (т.е. подкреплениям), предназначенным только для случаев, когда ребенок соглашается попробовать новую еду. Целесообразно ограничить доступ к данным подкреплениям, чтобы они мотивировали Вашего ребенка как можно дольше. 


 4) Намеренное игнорирование неуместного поведения ребенка во время еды, которое предполагает, что Вы уделяете минимальное, насколько это возможно, количество внимания агрессивному или нежелательному поведению ребенка во время еды. Бывает трудно намеренно игнорировать поведение ребенка после того, как Вы потратили время и силы на приготовление всех блюд или одного нового блюда, а Ваш ребенок кричит, у него истерика, и он отказывается есть то, что ему дают. Однако Вам не стоит отвечать тем же. Намеренное игнорирование позволяет именно Вам, а не Вашему ребенку, задавать тон во время приемов пищи. Игнорирование нежелательных поведений в конечном итоге приведет к их снижению, но с Вашей стороны потребуется много терпения. Скорее всего, Ваш ребенок уже некоторое время практикует эти поведения, поэтому помощь в их изменении посредством намеренного игнорирования также займет время. Кроме того, важно знать, что частота и интенсивность нежелательных поведений Вашего ребенка могут сначала увеличиться, прежде чем произойдут улучшения благодаря тому, что Вы больше не реагируете на данные поведения. И помните, что, хотя вы должны игнорировать нежелательное поведение Вашего сына во время еды, обязательно уделяйте позитивное внимание его уместному поведению во время приёмов пищи. 


 5) Предупреждение поведения избегания посредством того, что новую еду не убирают, если ребенок демонстрирует проблемное поведение во время приемов пищи (например, отталкивание еды и крики). Часто также включает требование, чтобы ребенок согласился съесть хотя бы один кусочек предлагаемой ему еды, прежде чем он покинет зону приема пищи. 


 6) Установление режима питания, чтобы исключить для ребенка перекусы между приемами пищи и повысить его аппетит и мотивацию во время еды.Для того, чтобы отслеживать успехи Вашего сына или дочки во время применения вмешательств по расширению разнообразия его рациона, может быть полезно использовать таблицу данных, чтобы указать, какие продукты вы ввели, размер порций (например, размером с горошину, половина ложки, или полная ложка), соглашается ли Ваш ребенок попробовать новую еду без каких-либо проблем или демонстрирует такое поведение, как рвота и плач. Отслеживание поведения вашего ребенка во время еды может помочь вам принять решение, когда увеличивать размеры порции новой пищи, которую Вы вводите, или когда нужно внести изменения во вмешательство, которое Вы применяете (если не происходит никакого прогресса). 



Определение, какие вмешательства будут наиболее эффективными в контексте режима питания и распорядка дня Вашей семьи – это важный первый шаг в составлении плана. 


В наиболее тяжелых случаях рекомендуется обратиться за помощью к сертифицированному поведенческому аналитику (BCBA) или детскому психологу, который может помочь определить конкретные проблемы с питанием у Вашего ребенка и разработать соответствующий план вмешательства.  


Центр развития и адаптации "Индиго Лэнд"

Индиго Лэнд © 2023
icon - /uploads/s/z/y/t/zyta1glezabb/img/full_tzoxqpiB.png
Индиго Лэнд, 140010, г. Люберцы,
ул. Наташинская, 12