Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом), дислексия (сложности при овладении чтением).
Детки с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение.
Для большинства детей с ЗПР типичны нарушения фонетико-фонематической стороны речи, проблемы в воспроизведении звукового строения слова, ограниченность активного и пассивного словаря, неполное, недифференцированное применение слов, оригинальность словоизменения и словообразования, неразвитость синтаксического строения предложения, согласованность несформированности речи и познавательной деятельности.
При работе логопеда с детками с ЗПР в задачи основного этапа коррекционно-логопедического обучения дошкольников входит совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта (удивление, радость, огорчение, рассуждение и др.)
Рассмотрим подробнее, какие решаются задачи:
- развитие и совершенствование общей и ручной моторики;
- развитие и совершенствование артикуляционной мото-рики (статической, динамической организации движений;
- переключения движений; объема, тонуса, темпа, точности, координации);
- развитие слухового восприятия, внимания;
- развитие зрительного восприятия, памяти;
- развитие ритма;
- формирование произносительных умений и навыков;
- коррекция нарушений изолированных звуков;
- автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
- дифференциация звуков;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры.
Организация логопедической работы с детьми, у которых задержка психического развития осложнена речевыми нарушениями просто необходима для их дальнейшей коммуникации в обществе.