Назад к списку

Навязчивое поведение у детей с аутизмом

«Мы, как одержимые, совершаем одни и те же действия не потому, что нам это нравится или мы этого хотим. Мы поступаем так потому, что сойдем с ума, если этого не сделаем». Так говорит про навязчивое поведение человек с аутизмом Наоки Хигасида в своей книге «Почему я прыгаю».Дети с аутизмом могут проявлять навязчивое поведение, такое как повторение одного и того же действия или фразы, сильная установка на определенные манипуляции спредметами


Это поведение может быть вызвано стремлением к предсказуемости и контролю над окружающей средой или неспособностью переключаться междуразличными задачами или мыслями, а также стрессом или тревожностью. 


Что делать? Важно проводить регулярные практики саморегуляции вместе со специалистом и развить навыки саморегуляции, адаптации к изменениям. Помогает также использование обратной связи, наград и поощрений за желаемое поведение, а также моделирование адаптивных стратегий через участие в социальных взаимодействиях. 


Наоки Хигасида пишет про свои чувства, что очень важно. Так родители могут лучше понять ребенка, совершающего повторяющиеся действия:«Совершая определенное действие, мы чувствуем себя немного спокойнее. Но когда кто-либо ругает меня за то, что я делаю, и даже принимает меры, чтобы я не повторил этого в будущем, я чувствую себя совершенно несчастным. 

В действительности, я никогда не хотел этого делать, и теперь я еще больше ненавижу себя за неспособностьконтролировать собственные действия… Хотя со стороны может показаться, что мы веселимся от души, на самом деле, мы ужасно страдаем, потому что неспособны контролировать то, что делают наши тела. Если наше навязчивое поведение никому не мешает, я бы хотел попросить вас, чтобы вы относились к нему спокойно. Это не будет длиться вечно». Но не всегда можно просто терпеливо ждать. 


Иногда такое поведение может быть опасно как для ребенка, так и для окружающих. Как специалисты работают с навязчивым поведением: 

1. Определяется причина. Несмотря на кажущуюся сложность, определить функцию поведения у ребенка с аутизмом, даже если он невербален, можно. Для этого собираются данные всех эпизодов, выясняется, что предшествует нежелательномуповедению и какие последствия для ребенка оно имеет, а потом проводится анализ и определяется функция нежелательного поведения. 

2. Разрабатывается план коррекции, который определит, что именно будетподвергнуто изменениям - ситуация, которая запускает нежелательное поведение или результат, который получает ребенок. 

3. Реализуется план коррекции нежелательного поведения. 

Индиго Лэнд © 2023
icon - /uploads/s/z/y/t/zyta1glezabb/img/full_tzoxqpiB.png
Индиго Лэнд, 140010, г. Люберцы,
ул. Наташинская, 12