Рождение ребенка с нарушенным развитием – тяжелейший стресс для родителей😵💫☝ При оказании психологической помощи семье в такой ситуации важно помочь сохранить и поддержать психическое и психологическое здоровье всех членов семьи.Ведь при стрессе у родителей начинают развиваться личностные нарушения, которые проявляются в эмоциональной нестабильности.Ситуация приводит к тому, что родители не могут адекватно оценить возможности ребенка.
✅ По данным психолого-педагогических исследований в семьях, воспитывающих таких детей, часто возникают патологические стереотипы воспитания по следующим типам:
1) гиперопека и симбиоз;
2) доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль);
3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»);
4) воспитание посредством вызова чувства вины;
5) эмоциональное отвержение;
6) воспитание посредством нарочитого лишения любви;
7) гипопротекция (безнадзорность), гипоопека.
ℹ Подобное воспитание создает основу для появления личностных деформаций ребенка с ОВЗ и затрудняет процесс его социальной адаптации, что ведет к ряду психологических проблем:
- родители из-за отсутствия перспектив в отношении своего ребенка испытывают нервное напряжение, беспокойство, тревогу, изнеможение, отчаяние, неуверенность, психологическую нагрузку, стресс;
- ожидания родителей не соотносятся с личностными особенностями своего ребенка, а, следовательно, это вызывает негодование, огорчение, раздражение и неудовлетворенность;
- проблемы самоактуализации и самореализации;
- происходит нарушение и искажение семейных взаимоотношений;
- родители чувствуют вину перед своим ребенком;- родители ограничивают контакты с внесемейным окружением, происходит изоляция семьи от социума;
- в связи с экономическими затратами, социальными проблемами и эмоциональными переживаниями в семье создаются частые психотравмирующие ситуации;
- происходит формирование агрессивных форм поведения и взаимодействия семьи к окружающим людям.
➡ При коррекционной работе важно обращать внимание на комплексный подход, направленный на всю семью в целом, для формирования гармоничных отношений, которые позволят ребенку развиваться.
Если не происходят экспектации ребенка, то процесс его воспитания заменяется простофизическим уходом, перекладыванием ответственности за развитие на специалистов, а родители не знают какие методы надо применять.Такой подход может осложнить процесс формирования ребенка, время непродуктивных попыток лечения в ряде случаев продолжается до 5 лет.
К этому времени родители многоузнают о причине болезни, течении, осложнениях, но не об особенностях его воспитанияи как в этих условиях развивается ребенок.Процесс воспитания откладывается, что еще больше затрудняет процесс развития.⭐ В практике нашего кризисного психолога более чем у 70% матерей, воспитывающихособенных детей, в процессе семейного консультирования было выявлено двойственноеотношение к собственному ребенку. Отмечается чувство постоянной тревоги за него.Амбивалентные отношения к своему ребенку наблюдается в том, что одновременно мамаиспытывает к ребенку безграничную любовь, и как источник душевных терзаний. Такое состояние является причиной частых приступов раздражения к ребенку. Через какой-то промежуток времени появляется чувство вины 😵💫
Можно сделать вывод, что тип воспитания ребенка с ОВЗ в семье формируется под влиянием психогенных реакций его родителей и доказывает о необходимости оказания своевременной комплексной психологической поддержки, которая позволит снизить влияние психогенных реакций на процесс воспитания особенного ребенка.
📌 В коррекции важно оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, вовлечь родителей, тем самым улучшить результаты коррекции.
Что еще можно получить от такого комплексного подхода? Это оптимизация условий жизни ребенка и привлечение родителей к активному и плодотворному участию вкоррекционно-развивающем процессе, что положительно повлияет на его социальнуюадаптацию.
✏ В таком комплексном подходе немаловажную роль играет семейная терапия с изучениемкризисных моментов, психотравм рождения и развития ребенка, так как основной целью семейной психотерапии является коррекция отношений внутри семьи, устранение психоэмоциональных расстройств, которые проявляются у одного или нескольких ее членов, а попросту – вернуть в семью счастье и гармонию.
Друзья, в нашем центре работает кризисный семейный психолог Людмила Корниенко☝Людмила оказывает помощь в коррекции поведения детей с нарушениями в развитии. Помимо высшего образования в области психологии (окончила Кубанский государственный университет в 2005 году) имеет сертификаты различных курсов по практической и клинической психологии.💖
Начинает работу с детьми с создания дружелюбной атмосферы в семье через родительскую терапию.Этот подход позволяет эффективно воздействовать на семейные отношения и помогает детям с нарушениями в развитии преодолеть трудности.
За 18-лет практики специалиста 90% клиентов испытывают улучшение отношений и развивают навыки самостоятельности и ответственности.Людмила считает, что успех в коррекции детей зависит от совместных усилий специалиста и родителей.
С участием семьи, в том числе родителей, семейная терапия позволяет понять и поддержать ребенка с нарушениями в развитии, развить навыки общения и укрепить взаимоотношения в семье, тем самым обеспечивая благоприятную среду для развития ребенка.Запись на консультации и занятия к специалисту открыта.