Одним из лучших способов диагностики и изменения поведения детей с РАС считается поведенческая терапия и прикладной анализ поведения (АВА-терапия). Такие особенности в развитии успешно поддаются коррекции с помощью поведенческих методов ABA терапии – комплекса мероприятий, направленных на исправление поведения ребенка и формирование навыков, прежде отсутствующих у него. Мы используем этот метод в нашем центре, как основной.
В методике ПАП существует две цели:
приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Чаще всего родитель приходит с запросом о приобретении новых навыков. По нашему опыту работы с особенными детьми можем сказать, что важнее начать с уменьшения нежелательного поведения. Обычно у детей это: агрессия, истерики, игнорирование инструкций педагога, убегание на улице, громкие вокализации, а так же гиперстимуляции.
После устранения проблем связанных с нежелательным поведением можно приступать к освоению навыков.Часто родители совершают ошибку и расставляют приоритеты неверно. На выходе мы получаем то, что ребенок освоил навыки самообслуживания, овладевает речью, но в обществе он находиться не может из-за того, что не умеет контролировать своё поведение. И чем дольше запускается процесс коррекции поведения, тем сложнее его исправить.
Нередко процесс формирования правильного поведения проходит параллельно процессу освоения навыков. В некоторых случаях вначале используются только методы исправления нежелательного поведения, а потом уже переход к освоению навыков.В каждом случае подход индивидуален. И только опытные куратор и инструктор могут определить маршрут ребёнка.
Индивидуальные занятия по методу АВА-терапии при расстройстве аутистического спектра (РАС) проходят следующим образом:
Консультация.
Занятия начинаются с консультации специалиста, на которой будут изучены навыки, которыми владеет ребенок и пройдет беседа с родителями. Мы попросим маму или папу заполнить анкету, определим цели и задачи работы.
Тестирование.
Следующий шаг состоит из обязательного тестирования ребенка c помощью таких инструментов, как ABLLS-R (специально разработанный инструмент для оценки развития навыков у детей с аутизмом и другими особенностями развития) или VB-MAPP (программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими особенностями развития)Таким образом можно определить уровень навыков и знаний ребенка, оценить моменты, в которых на сегодняшний день возникают сложности в обучении и усвоении новых умений. Тестирование проходит в течение нескольких часов. За это время педагог уже начинает взаимодействие с ребенком, пробует навыки сотрудничества, смотрит на мотивацию, подбирает способы поощрения.
Разработка индивидуальной программы.
После тестирования педагог проводит беседу с родителями и вместе с ними определяет цели и задачи для занятий. Затем разрабатывается индивидуальная программа, составляются обучающие протоколы для будущего ученика.
Занятия.
Каждый навык, которым должен овладеть ребенок к определенному возрасту, разделяют на отдельные действия. Освоить сразу всю последовательность трудно, поэтому постепенно составляют «цепочку» из более простых действий. Выполнение каждого отрабатывают при помощи мотивации и поощрения. Педагог работает с ребенком по индивидуальной программе, периодически корректируя ее на основании прогресса. Мы рекомендуем заниматься минимум 2 раза в неделю.Корректировка программы.При оценке динамики и прогресса мы корректируем программу, ставим новые цели. Все это делается совместно с родителями.