Шейпинг или формирование нового поведения - что это такое? 💬В основе метода формирования поведения, или шейпинга, лежит систематическое преобразование уже существующего поведения новое, более совершенное поведение. Преобразование поведения происходит с помощью усиления действий, которые все больше и больше напоминают по форме конечное поведение.
В процесс преобразования поведения функциональные реакции усиливаются, а нежелательные или неправильные реакции корректируются или игнорируются.
☝Каждый родитель пользуется этим методом при обучении и воспитании ребенка. Например, все взрослые или наблюдали, или учили ребенка ударять ногой по мячу, забрасывать мяч в баскетбольное кольцо. Ребенок пытается сделать движение правильно снова и снова, вы стоите рядом, подсказываете, как ударить ногой по мячу или бросить мяч в кольцо более правильно (моделируете реакцию). Вы подстраиваете руку ребенка, вы хвалите ребенка за каждую удачную попытку, не так ли?
✅ То, что вы делаете в таких ситуациях, называется формированием нового поведения.
🔹 Например, ребенок просит конфету: “Конфета”. Это поведение, присутствующее в репертуаре ребенка. Желаемое поведение: Попросить конфету, сказав: “Я хочу конфету”. На начальном этапе ребенок получит конфету, говоря слово “конфета”. Когда в речи ребенка появиться слово-просьба, учитель начнет обучать ребенка просить конфету, произнося “я хочу конфету”. Учитель будет поощрять только такую просьбу.
🔹 Когда ребенок говорит фразу “Я хочу конфету”, а также начинает в речи употреблять местоимение “Я”, учитель начинает учить ребенка просить конфету: “Я хочу конфету”. Он будет давать конфету только после такой просьбы.
📚 Выдержка из книги Ольги Мелешкевич и Юлии Эрц “Особые дети. Введение а прикладной анализ поведения (АВА)”.