Назад к списку

Про зависающего ребенка и визуальное расписание

Моя дочь – большой специалист по «зависанию», особенно по утрам. Зависнуть она можетв самых неожиданных обстоятельствах, например с одной надетой штаниной, или с зубнойщеткой во рту. Просто вот двигалась-двигалась, вдруг бац, и остановилась. И стоит. То лиобдумывает что-то, то ли уснула. А бывает, что песню поет))) 

В общем, у нее сложности с концентрацией внимания на конкретном виде деятельности,если эта деятельность не мотивационная.


Пока она была дошкольницей, а я работала дома, это не мешало. Ну завис ребенок, иничего страшного, повисит и перестанет. Придем в детский сад на полчаса позже, в концеконцов. 

Но вот когда началась школа, это стало проблемой. Для того, чтобы хоть как-то выйти издома до 8:15, мне приходилось все утро стоять рядом с ребенком и непрерывно даватьинструкции для перезагрузки: «надевай трусы», «натягивай колготки», «кусай булку»,«запивай чаем». 

Сначала мне казалось, что детке просто нужно привыкнуть к новомурежиму, и все наладится само собой. Но прошел месяц, потом два, а ситуация непоменялась. Через три месяца я догадалась, что пора что-то делать. Изучив свойтеоретический багаж, я выудила оттуда простую, но эффективную методику – визуальноерасписание.Подозреваю, что о пользе визуального расписания знают все, и вряд ли мне удастсясообщить что-то новое. Но, с другой стороны, всегда приятно поговорить о хорошем))) 

Приняв решение ввести визуальное расписание, я приступила к его реализации. Самымпростым вариантом мне показался холодильник с магнитами. Кухня в нашем доме - самоепопулярное место, так что расписание всегда будет под рукой.Магниты тоже обнаружились в товарном количестве. 



Как-то давно мне довелось воспользоваться услугами фирмы по ремонту бытовой техники,и с тех пор они мне регулярно шлют свою рекламу, визитки-магниты. Выбрасывать быложалко (столько ресурсов затрачено на производство!), поэтому я их копила, и собралосьштук 20. 

Сначала мы с дочкой сели за стол и составили список обязательных дел, которые регулярновозникают в распорядке дня. Там фигурировало умывание, одевание, чистка зубов,завтрак, уроки, уборка и т.п.Потом мы написали второй список, в который входили приятные дела: свободное время,мультики, планшет и др.Я взяла несколько листов бумаги, разлиновала их на прямоугольники под размер магнитови попросила дочку нарисовать в каждом прямоугольнике картинку, соответствующуюделам из наших списков. Рисовать моя красавица любит, так что целый час она занималасьизображением зубных щеток, книжек и тарелок, а я потом сделала подписи. Получилосьвот так:



Теперь осталось только разрезать бумагу на кусочки и приклеить скотчем к магнитам.Получились довольно аккуратные карточки. Не типографские, конечно, но зато авторские!



В моих запасах также обнаружились магнитики другого формата, один круглый и дваквадратных. Я решила, что они предназначены для разграничения времени суток, исделала из них цветные обозначения «утро», «день» и «вечер».



Когда все материалы были готовы, я выставила на холодильнике расписание напредстоящий день, торжественно подвела к нему ребенка и сказала: «Смотри, здесь твойраспорядок. Утром, когда ты проснешься, ты подойдешь к расписанию и посмотришь, чтонужно сделать сначала, а что потом. Так ты сможешь быстрее собраться в школу».



Послушный ребенок кивнул и отправился спать. Естественно, утром про расписание онауже не помнила, поэтому мне пришлось подвести детку за руку, ткнуть ее пальцем впервый квадратик и сказать: «Сейчас ты идешь умываться».Поначалу я ходила следом за дочкой и подглядывала, с целью вовремя подкараулитьочередное зависание и направить ребенка сверяться с карточками на холодильнике. Нобуквально сразу же, в первое утро, обнаружилась очень приятная штука: зависания впроцессе выполнения конкретного дела прекратились! Ребенок перестал застывать водном носке или с зубной щеткой за щекой. 


Получается, что раньше, когда я даваласловесную инструкцию «Почисть зубы», мои слова испарялись и таяли, не задерживаясь вголове у деточки дольше нескольких секунд. Вербального посыла просто не хватало, чтобыдовести дело до конца. А карточка-картинка с этой задачей справляется! 

Вопросом «Почему?» я решила не задаваться, так как это вне рамок АВА. Могу толькоконстатировать факт: глазами лучше, чем ушами)))Некоторое время еще требовалось сопровождение процесса в виде напоминаний«обратить свой взор на расписание». Дня через три стало ясно, что расписаниепонравилось и прижилось. Теперь утро выглядит так: Ника на ощупь, не открывая глаз,пробирается в 7:30 на кухню, изучает первую карточку и отправляется в ванную, умываться.Потом из ванной приходит на кухню, смотрит на вторую карточку и идет обратно в ванную,чистить зубы (кто-нибудь объяснит мне, почему нельзя посмотреть на одну карточкувперед?))) 

На сегодняшний день этот процесс уже не требует моего вмешательства, и ямогу с утра пить кофе МОЛЧА! Это я записала в список своих достижений.Сейчас, правда, на повестке дня стоит новая проблема - уроки. 


Домашние заданиястановятся сложнее и объемнее, и дочка может «висеть» над ними несколько часовподряд. У меня нет ни желания, ни возможности делать уроки вместе с ребенком. Не могусказать, то ли это у меня концепция такая, то ли мне просто лень, но факт в том, что я«приучаю дочку к самостоятельности». При этом мне очевидно, что в младшей школедомашние задания не могут отнимать столько времени! Значит, необходима очереднаякоррекция поведения. У меня в планах сделать комбинацию из визуального расписания итаймера. Как только будут результаты, я поделюсь. 


Теперь немножко теории.Сразу предвижу вопрос: можно ли использовать визуальное расписание для детей,которые плохо понимают речь? Отвечаю: не только можно, но очень даже нужно! 


Невербальному ребенку сложно переключаться с одного занятия на другое и сложновоспринимать на слух наши объяснения по поводу планов на день («Сейчас пойдем гулять,а потом поедем к бабушке»). 

Часто возникает нежелательное поведение из-за того, чторебенок был не готов к предъявленному требованию, либо неправильно понял, что именноот него требуется. 

Например, один мой знакомый мальчик не любит ходить в детский сад,но любит гулять. При этом, сборы на прогулку в выходной день могут вызвать истерику, таккак для него не очевидно, куда его поведут – в детский сад или в парк.Для того, чтобы ребенок мог заранее знать, что его ожидает в течение дня, могподготовиться к тем делам, которые следует выполнить, и мог структурироватьсобственную деятельность, очень полезно использовать визуальное расписание. 

Уаутичных детей обычно хорошо развито визуальное восприятие, и на это следуетопираться.Как приучить невербального ребенка к расписанию? Примерно так же, как и говорящего,только нужно использовать не словесные объяснения, а физическую подсказку. Конечноже, расписание составляется и вводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка.Какие карточки и какой тип расписания выбрать, как его вводить – это должен посоветоватьспециалист, работающий с ребенком. 


Общие рекомендации такие: 

- расписание может составляться на день (несколько дней), на занятие, на конкретный виддеятельности. Например, если ребенок испытывает трудности, одеваясь зимой напрогулку, можно повесить в прихожей карточки с порядком действий: надеть свитер,надеть штаны и т.п. 

- при выстраивании расписания после нелюбимых занятий нужно планировать приятныедля ребенка дела. Например, после урока – мультики, после похода в поликлинику -мороженое. Любое, самое противное дело проще выполнять, если впереди ожидает чтото хорошее. 

- Взрослые должны хвалить ребенка за выполнение пунктов расписания, а за наиболеесложные дела можно предлагать дополнительные поощрения – вкусняшки, небольшиеподарки (воздушный шарик, новый «штампик-печать», наклейка и т.п.) Выполнениепунктов расписания должно ассоциироваться у ребенка с чем-то хорошим.В общем, если кто-то еще не пробовал визуальное расписание, то попробуйте, можетоказаться полезным. 


А я накоплю еще магнитов и сделаю расписание для себя)) Рассказала нам Оксана Вячеславовна, руководитель направления прикладного анализа, АВА куратор нашего центра.
 





Индиго Лэнд © 2023
icon - /uploads/s/z/y/t/zyta1glezabb/img/full_tzoxqpiB.png
Индиго Лэнд, 140010, г. Люберцы,
ул. Наташинская, 12